Будьте здоровы!

• Николай Андреевич Зибров
    Только недавно узнал причину остеоартроза. ЭТО ГРИБОК. Грибок поселяется в хрящевой ткани сустава и разрушает ее. Сам...Поддержка для сус...
    Это заболевание ГРИБОК, страдал этой проблемой на руках и ногах несколько лет (пузырьки на руках и ногах которые силь...ЭКЗЕМА.
  • Николай Суслин
    А сколько в России инвалидов, и особо пожилых, этого Российмкий Минздрав случайно не подсчитывал, да ещё сколько коми...Минздрав: россиян...

В горы с детьми

В июле 2007 года я отправился в горы с детьми, от 8 до 13 лет. Поход за здоровьем и красотой! Но сразу нужно предупредить, что в этой теме почти нет красивых пейзажей. Хотя мы побывали в сказочной стране – Ергаки. Откровенно говоря, мне тогда было и не до съёмок. Эти дети носятся по горам, как бешеные, и моей главной задачей было уследить за всеми. В те редкие минуты, когда дети уставали и могли полминуты посидеть спокойно, я выхватывал фотоаппарат и спешил сделать какой-нибудь кадр… Может быть, кто-то тоже захочет устроить праздник детям, оторвать их от компьютера. Поэтому постараюсь рассказать подробнее…

Мы начали своё путешествия с Тармазака. Пошли на озеро Радужное, вдоль речки Буйба. Первый день в походе всегда трудный, потому что рюкзаки тяжёлые. Но ребятишки смеялись и шутили каждую минуту… Пятиминутный привал.

Поднимаясь вдоль речки, мы всё лучше видели каменную громаду Спящего Саяна. К нему-то мы и шли.
В горы с детьми

Вода в озёрах и ручьях Ергаков поразительно чистая и вкусная. Гораздо лучше, чем из-под крана!

Палатки туристов на берегу Радужного.

От трассы до озера ведёт тропинка, около 7 км. Точнее, это раньше была тропинка. Но сотни тысяч туристов разбили тропу до безобразного состояния.

В некоторых местах это просто омерзительное болото. Некоторые неопытные туристы, которые небрежно шнуруют обувь, оказываются быстро наказанными: вытащив ногу из грязи, они с удивлением обнаруживают, что нога босая, а ботинок затаился где-то в глубине… Даже при сухой погоде тропа местами плохая. Мы редко ходим этим путём. Но вот мы и добрались до озера Радужное. Берег оккупировали сотни туристов. С трудом нашли мы место для наших палаток.

В горы с детьми

Перевал Художников. Снято с Перекрёстка. В тот же день мы сбегали на этот перевал в радиальную прогулку.

Почуяв свободу, дети скачут по горам с поразительной скоростью. Вероятно, им необходимо куда-то выплеснуть неукротимую энергию. И тут уж не зевай! Нужно догнать сразу всех... А ещё я понял, что отлавливания детей желательно иметь три руки...

Озеро Горных Духов. Красивое, таинственное. К сожалению, в том походе нам не удалось пожить здесь долго. Промчались мимо, лишь слегка притормаживая на поворотах. Ведь мы пошли всего на две недели. Что за это время успеешь...

В горы с детьми

Несколько дней мы прожили на берегу Радужного, совершая радиальные прогулки налегке. Но потом шум от сотен весёлых туристов нам надоел, мы перешли в более уединённое место.

Кирилл учится лазить по крутым скалам со страховкой. К страховке нужно привыкнуть, потому что в большинстве случаев она только мешает. Но мы знаем: страховка тысячу раз мешает, а на тысячу первый спасает жизнь.

Ночная Парабола. Снимок составлен из двух кадров. А вы знаете, что многие туристы ходят в горы главным образом для того, чтобы полюбоваться звёздным небом. Ведь в горах воздух чистый и прозрачный. Впрочем, разве можно объяснить горожанам, что такое чистый воздух и звёздное небо...

В горы с детьми

Ещё один висячий камень! Такую фантастическую глыбу дети обнаружили на перевала Голова, куда мы бегали в радиалку.

Мы прогулялись к самой голове Спящего Саяна. По дороге остановились у ручья, водички попить. Кстати, во время движения пить не рекомендуется - разве что один-два глотка. Но день был жарким.

Здесь асфальтированных дорог нет! Вот типичный пейзаж. Смотри под ноги!

В горы с детьми

С перевала Голова мы увидели массив Каменный Замок. Но туда мы не пошли. Рановато ещё с такими малышами.

Мы под Висячим Камнем. Дойти до этого камня легко, а вот на вершину подняться трудно.

Мы сбегали к этому озеру, чтобы искупаться. Обычно здесь самая тёплая вода. Отсюда можно различить далёкий Висячий Камень на склоне слева. Впрочем, дети не стали ничего различать, а с радостными воплями бросились в воду. Всех горных духов распугали!

В горы с детьми

Удивительный Висячий Камень. Визитная карточка Западного Саяна.

Так цветёт аквилегия. Здесь этот цветок дикий и свободный. На Западе аквилегию выращивают на садовых участках.

Пятиминутный привал около ручья. Вода изумительно вкусная!

В горы с детьми

Во время длительных пробежек нужно давать отдых ногам. Хорошо помыть ступни в прохладной горной воде, а потом подсушить на солнышке. Вот где здоровье-то! А уж удовольствия сколько...

На горной тропе. При виде препятствия такие дети не станут хныкать. Они скажут "пустите меня первым!". Полагаю, что именно так и должны поступать психически здоровые дети.

Цветы жизни среди цветов Ергаков... Сплошной позитив! Один час такой горной терапии может нейтрализовать вред, полученный за час у зомбоящика с рекламой и дебильными ток-шоу.

В горы с детьми

На курумнике нужно быть очень внимательным с детьми. Они разбегаются, как тараканы. Надо каждого в отдельности догнать, поймать и наставить на путь истинный.

Мы под перевалом Ноги. Бегали сюда в радиалку.

А вода здесь - живая...

В горы с детьми

Редкий цветок - аквилегия-альбинос. Кстати, не рвите цветы! Оставьте красоту нашим потомкам! А то мы порой встречали совсем диких туристов - с водкой, пилой и топором. Или даже с динамитом, чтобы рыбу глушить. Такие покорители природы не задумываются о детях... Но, чем дальше в горы, тем реже там увидишь такого "покорителя". Горы - как фильтр, отсеивают всех морально ущербных личностей.

Пик Орешек. Мы совершили на него восхождение!

Дети отправились купаться в озере Радужное. Это озеро быстро прогревается в жаркую погоду, оно мелкое. Но большинство других озёр в Ергаках - глубокие. Не надо ожидать, что и они тоже прогреются.

В горы с детьми

Такие фотографии не имеют художественной ценности, уж извините. Хотел просто показать, какое озеро мелкое.

Этот снимок я сделал рано утром, пока дети спали. Пожалуй, только один час в сутки у меня и был на фотосъёмку...

Дети в радиалке. На заднем плане видно озеро Каровое.

В горы с детьми

Тропинка петляет среди зарослей карликовой берёзы.

Восхождение. Оцените крутизну склона. Но дети бегают по горам легко.

Наша группа на вершине перевала Художников. Извините, я тут без галстука - очень жарко было.

В горы с детьми

Бурундуки на стоянках очень наглые, лезут прямо в миску. Если вы хотите сфотографировать бурундука - достаточно вытащить из рюкзака сухарь. Осторожно, как бы толпа восторженных бурундуков не сшибла с ног!...

Дети купались во всех озёрах подряд. Ни одного не пропустили...

Кирилл делает турик. Это знак, показывающий, что здесь тропа.

В горы с детьми

Мы не берём с собой топор. Дрова ломаем руками и ногами. Это и силу развивает. Кирилл старается ломать дрова в присуствии девушек, чтобы произвести впечатление. Я тоже думаю, что лучше производить впечатление на девушек силой и ловкостью, чем длинными причёсками и бессмысленными воплями...

Дети принялись охотиться на бурундуков с помощью лука и стрел. Я строго поинтересовался, не хотят ли они обидеть симпатичных зверьков?! На это дети ответили мне, что они хотят погладить чудесных бурундуков, но те почему-то не даются в руки. Тогда они решили оглушить животное стрелой по башке и погладить насильно, чтобы узнал звёрек человеческую ласку...

По вечерам детям очень нравится сидеть у костра, наблюдая за игрой языков пламени. Я фотографировал огонь, а потом мы вместе рассматривали снимки на мониторе и пытались увидеть какие-нибудь знакомые образы. Это увлекательное занятие развивает воображение. Да и просто забавно, когда в рискунке один видит обиженного кабана, а другой - Колумба, открывающего Америку. Рекомендую - очень весело!

В горы с детьми

Наша группа на вершине пика Орешек. Если у вас нет навыков скалолазания, не пытайтесь повторить! Снимок составлен из двух кадров. На нижнем - довольно сложный способ подъёма на макушку. Мне ведь тоже необходимо выпендриться, показать удаль молодецкую. Дети подлнимались другим путём. Впрочем, и тот путь часто ставит взрослых людей в тупик...

Поздний вечер. Группа веселится у костра. Такая романтика!

Дети быстро устают, но и быстро отдыхают. Когда ребёнок устал и захотел спать, ему не нужна пуховая перина. Был бы камень плоским и тёплым... Возможно, некоторые родители ужаснутся, увидев этот снимок, но я полагаю, что так и надо. Спать полезнее на твёрдом, для осанки. А то ведь сейчас почти все дети страдают сколиозом.

В горы с детьми

Как часто приходится слышать: "Мне наплевали в душу, моя душа изранена, тесно душе" и тому подобное. Да, поранить душу легко. А вот как её подлечить, как её порадовать? Очень просто: пустите её погулять среди этих цветов, пусть погреется на солнышке. После этого легче переносить тяготы городской суеты.

Мы отправились в далёкую радиалку до водопада Тушканчик, где устроили веселое купание.

Вот это гидромассаж!

В горы с детьми

Водопад Тушканчик. Популярен потому, что легкодоступен. Другие водопады гораздо более красивы, но на этот раз мы до них не пошли. Отправляясь в поход с детьми, нужно рассчитывать на детские силы...

Вот в какой сказочной стране мы побывали! устроить праздник детям так легко.

Перед каждый родителем стоит проблема, что выбрать для ребёнка: компьютер с телевизором, сколиоз с неврастений, миопию с гастритом, дебилизм с наркоманией  или всё же ровынй позвоночник, крепкие мышцы и радостный смех. Выбор трудный. И в некоторых случаях горе-родители воспитывают детей по принципу "лишь бы не мешал". И если после просмотра этой темы хоть в одном таком родителе проснётся совесть, я буду только рад.

В горы с детьми

В этом походе мы не ходили через перевалы с рюкзаками. Налегке много где пробежались.

Помните, что природа лечит. Чем мы ближе к природе, тем лучше. Две недели горной терапии гораздо лучше трёх врачей с клизмами. И тарелка свежих ягод эффективнее вагона таблеток.

Ещё добавлю, что это я своих детей беру в горы с 7 лет, а посторонних только с 10 (это если с родителем) или с 14 лет - если самостоятельно. Всё-таки горы - это серьёзно.