На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Будьте здоровы!

8 685 подписчиков

Пиф-паф, ты убит! Стоит ли запрещать ребёнку военные игрушки

 

Cегодня во всём мире отмечают Международный день уничтожения военной игрушки. Так ли опасны для детской психики игрушечные пистолеты, танки и пулемёты, рассказала психолог Мария Меркулова.

Если девочки традиционно играют в довольно миролюбивые дочки-матери, то мальчики — в полицейских, войнушку или рыцарей. А помогают им в этом детские пистолеты, пулемёты, ножи и мечи. Естественно, не всем родителям подобные развлечения приходятся по душе. Как военные игрушки влияют на психику и могут ли они спровоцировать реальную агрессию, АиФ.ru рассказала психолог Мария Меркулова.

Оксана Морозова: Мария, так ли опасны игрушечные пулемёты и пистолеты? Могут ли они спровоцировать агрессию?

 

Мария Меркулова: Это как если бы вы спросили, может ли провоцировать агрессию палка. Да, ей иногда действительно можно стукнуть. А ещё можно защищаться от злой собаки, опираться, если ножку повредили, сбить яблоко с дерева и накормить себя и других или вообще представить, что это конь, и поскакать на ней. Пистолетики и мечи не опасны сами по себе. В игре с ними ребёнок примеряет роль взрослого, который имеет отношение к данным предметам. К оружию, военной технике можно относиться как к предмету опасности, угрозы либо считать, что вооружённый человек защищает нашу Родину, а значит, и нас с вами. Я придерживаюсь второй позиции. Родителям необходимо знать, что в раннем возрасте один из главных способов познания мира — обычное подражание. А кому подражает ребёнок? Конечно, нам, взрослым. И если однократные попытки агрессивного поведения встречаются почти у всех детей, то только от вас зависит, превратятся они в закономерность или нет.

— Даже если уничтожить всю военную игрушку, дети наверняка будут делать автоматы и пистолеты из подручных средств, почему у них есть в этом такая потребность?

 

— В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью ребёнка. Так он лучше и быстрее развивается. Одно из обязательных условий игры — наличие игрушек. Другое условие — сюжет. Сюжеты дети выбирают из того, что они наблюдают в своём окружении. В нашем мире есть военные, полицейские, сотрудники МЧС и т. д. И это, заметьте, профессии, помогающие людям. Кроме того, они преимущественно считаются мужскими. В армии тоже служат преимущественно мальчики. Также традиционно мужские занятия — охота, коллекционирование оружия, участие в реконструкции исторических военных событий. Во всех этих видах деятельности мужчинам помогают военные атрибуты. Играя в рыцарей, спасателей, войнушку, мальчики подражают сильным, смелым, ловким людям, которые окружают их в семье, о которых они читали в книгах, смотрели в фильмах или узнали из компьютерных игр. Военные игрушки помогают им играть. Поэтому, если у них не будет лука или пистолетика, они будут делать его из подручного материала. Кстати, в такие игрушки, сделанные из брусков, прутиков или железок, даже интереснее и полезнее играть, они развивают воображение.

— Можно ли играть в войнушку с ребёнком или лучше избегать подобных игр?

— В дошкольном возрасте, когда игра очень важна, выражение чувств у детей носит непосредственный, бурный характер. В это время ребёнок как раз учится управлять эмоциями, справляться со своими страхами, а помогают ему в этом игры и игрушки. Часто именно в этот период дети играют в страшные игры, любят слушать страшные истории. Как будто бы специально нагнетая страх, они переживают его и, «выживая» в игре, преодолевают. Дети не относятся к смерти так, как мы, взрослые. У них нет ещё осознания конечности бытия. Это достижение взрослости. Играть в войнушку можно, но в любом случае, нужно обращать внимание, как ведёт себя ребёнок в процессе. Дети с чувствительной нервной системой могут реагировать на переживание сильных эмоций нарушениями сна, аппетита, навязчивыми страхами. Тогда подобные игры следует прекратить.

 

— А какие игрушки действительно способны нанести вред психике ребёнка?

— Не стоит покупать кукол или игрушечных монстров, животных со страшным, агрессивным выражением лица. Следует избегать также компьютерных игр, где можно увидеть жестокие драки, кровь, убийства и т. д. Лучше обойтись без игр, где в сюжете унижается достоинство героя, поощряются издевательства и искажены нравственные ценности. Обращайте внимание на возрастное ограничение. Будьте внимательны к играм во дворе, в которые играют ваши дети. Игры в вампиров, сосущих кровь, монстров, убивающих людей и раздирающих их на мелкие части, следует прекращать, особенно детям с тревожной, реагирующей нервной системой.

— Кроме того, что игрушка не должна быть страшной и агрессивной, какие ещё необходимо учитывать аспекты при выборе?

— В первую очередь, безопасность. Для детей 3–4-х лет игрушка, если она замещает какой-то взрослый предмет, должна иметь сходство с этим предметом. Плита, например, игрушечная, но похожая на настоящую, хотя бы формой. Чем старше становится ребёнок, тем меньше воображение опирается на это сходство, и пистолетом, к примеру, может быть обычный брусок.

Не пугайтесь, если ваш малыш изо дня в день играет в одну и ту же игру, с одними и теми же игрушками. Это не говорит о его недостаточном развитии. Просто ему ещё нужно время, чтобы придумать сценарий игры со всеми подробностями. Или образ в игре очень нравится малышу, и он не хочет с ним расставаться. Задумайтесь, что это за образ, что он даёт вашему ребёнку?

 

Вы должны знать, какие игры необходимы ребёнку в определённом возрасте, и подбирать к ним игрушки. В  школьном возрасте, когда важно общение со сверстниками, дети любят играть вместе в развивающие настольные игры. Пусть это будут игры, где они что-то создают, изобретают, исследуют.

Не стоит покупать ребёнку игрушки, которые имеют десятки функций и всё делают сами, стоит лишь нажать на кнопку. Это мешает развитию фантазии и воображения.

— Какие факторы могут реально провоцировать агрессию у детей, чего следует избегать при воспитании?

— Не стоит устраивать с ребёнком бои на равных, толкать, давать ему сдачу, чтобы он тоже почувствовал боль, если ребёнок проявил к вам агрессию. Вы бьёте его, он вам подражает, считая, что это дозволено.

Специально не настраивайте ребёнка против приятеля, одноклассника, если между детьми возникла какая-то конфликтная ситуация. Делайте упор на то, что у его знакомого есть и хорошие стороны характера, которые помогали им раньше общаться.

 

Не используйте часто критику. Ваша отрицательная оценка может сформировать неадекватно заниженную самооценку в будущем. В дошкольном и школьном возрасте лучше работает похвала. Критика допускается в подростковом возрасте, но достаточно умеренная.

Не используйте агрессивные методы воспитания. Не проявляйте агрессию к другим членам семьи. Не оскорбляйте достоинство вашего ребёнка. Не позволяйте ребёнку направлять даже игрушечное оружие на людей, а тем более, мучить домашних животных.

Любите его просто так, а не оценочной любовью за что-то. «Я люблю тебя просто потому, что ты мой ребёнок. И даже когда я вынужден применить воспитательные меры, я всё равно продолжаю любить тебя».

Источник aif.ru

Картина дня

наверх