На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Будьте здоровы!

8 684 подписчика

Чем занять ребёнка? Как выбрать секцию для первоклассника

Как сориентироваться и понять, какие кружки и секции лучше для первоклассника?

Наталья Авдеева, профессор кафедры возрастной психологии Московского городского психолого-педагогического университета, при выборе дополнительных занятий для ребёнка советует исходить из трёх основных принципов.

Первый принцип - учитывание возможности ребёнка - его здоровья, нервной системы. Сегодня появились дети, которых чем больше нагружаешь, тем лучше они развиваются (когда весь день у них расписан). Но не все такие энтузиасты. Главное, чтобы воспитание было гармоничным. Нужно не забывать: мозг развивается, когда получает нагрузку.

 

Второй принцип - разно­образие. Чтобы ребёнок не сидел без конца в Интернете и соцсетях, нужно предлагать разные занятия. Если ребёнка отправили в музыкальную или спортивную школу с первого класса - это не разнообразие. Другие родители считают: отдали ребёнка на шахматы, значит, спорт не нужен. Поэтому сейчас встречаются дети очень развитые умственно, но физически абсолютно беспомощные: неловкие, неумелые. Как результат - они непопулярны среди сверстников, начинают избегать их компаний. Обязательно должны быть спортивные и развивающие интеллект виды деятельности: познавательные, исследовательские кружки, чтение книг, планетарий и т. д. То есть всё, где есть новая информация. Ребёнку нужны новые впечатления. Когда у него перед глазами каждый день школа, дом, уроки, секция - то всё время стресс. Он живёт по инструкции. И тогда даже гаджеты дают ему смену впечатлений, возможность вырваться из привычного круга. Но впечатления можно получать и другим способом.

Третий принцип - лучше заниматься, чем ничего не делать. Но ещё важнее - чтобы родители тоже были вовлечены в занятия ребёнка: знали, что там происходит, что у ребёнка получается, что не нравится. Это должна быть совместная жизнь родителей и детей. У ребёнка не должно быть ощущения, что его родители задвинули в какую-то камеру хранения, будь то секция или школа, а сами пошли передохнуть, выпить чашечку кофе. Тогда начинаются капризы: «Мне это не нравится», «Здесь тоже неинтересно...» Такое перебирание занятий не от вредности характера. Это уловка - привлечь внимание взрослых, чтобы те были вместе с детьми и интересовались их делами. У детей лучше всего развивается то, что поддерживают родители.

Про отдых тоже нельзя забывать. Один день в неделю должен быть свободен вообще от всех занятий и уроков. 

Сергей Лёвушкин, директор НИИ спорта, доктор биологических наук, профессор:

- Способности к определённому виду спорта могут проявляться уже в раннем детском возрасте. Для достижения успехов в спорте необходимо наличие способностей, характеризующих психологические и двигательные особенности ребёнка. Так, с психо­логической точки зрения очень важным качеством для будущего спортсмена является желание заниматься спортом, стремление во что бы то ни стало быть первым. 

 

В отношении двигательных способностей дело обстоит сложнее. Для различных видов спорта необходим свой набор физических качеств. Например, для плавания и многих других циклических видов спорта (бег на лыжах и другие) важно развитие выносливости. Для художественной гимнастики - хорошая координация и гибкость. Причём самый благоприятный период для развития способностей девочек - 7-10 лет. В спортивных единоборствах важная роль отводится скоростно-силовым и силовым качествам. Для плавания важны такие характеристики, как подвижность в плечевых и голеностопных суставах, гидродинамические особенности тела (длина гладкого скольжения). Поэтому для серьёзных занятий спортивным плаванием, как правило, отбирают детей пропорционально сложённых, имеющих гладкую мускулатуру, лёгкий костяк, тонкие лодыжки и запястья, большой размер стопы и кисти. 

Наш совет

В любом случае при выборе спортивной секции стоит сначала пообщаться с родителями детей, которые в них занимаются, посмотреть сами занятия, насколько дружелюбна атмосфера, часты ли травмы у детей. Ведь многие тренеры, нацеленные на то, чтобы готовить кадры для большого спорта, могут быть довольно жёсткими в обращении с подопечными. Не все маленькие дети могут выдерживать такие эмоциональные нагрузки ещё в дополнение к физическим. Если ребёнок жалуется на постоянную усталость, отказывается ходить на тренировки, стоит задуматься о смене секции.   

Лишний вес, проблемы с осанкой

Для девочек очень полезны танцы. К примеру, главный акушер-гинеколог Минздрава академик РАН Лейла Адамян считает, что для женского здоровья это самый лучший вид физической активности, который является профилактикой многих заболеваний. Танцы помогают улучшить осанку, удержать вес, стимулировать обменные процессы, справляться со стрессом, укреплять мышцы и улучшать кровоток в органах малого таза. Так что по примеру дочки и маме не мешало бы пойти на занятия танцами. 

 

Для зрения

При заболеваниях глаз, например при близорукости, очень полезны плавание и бадминтон. Более того, врачи отмечают, что некоторые дети, которые приходят в секцию бадминтона, через год занятий снимают очки. Почему? В НИИ глазных болезней им. Гельмгольца провели исследование: взяли несколько групп детишек, которые имели какую-то рефракционную патологию зрения, в том числе близорукость, а потому приходили на занятия в очках, и наблюдали за этими детьми. В итоге врачи обнаружили, что у ребят с начальной стадией близорукости зрение восстановилось, у других степень миопии уменьшилась. Дело в том, что когда ребёнок следит за воланом (вблизи-вдали), то постоянно тренирует аккомодационные мышцы глаз. Это сходно с упражнением, которое офтальмологи рекомендуют для близоруких детей: смотреть на метку на стекле, а потом вдаль на дерево или другой объект. Плюс обычная физическая активность: укрепляются опорно-двигательный аппарат и, соответственно, фиброзная оболочка глаза. Точно так же подходят детям с плохим зрением занятия теннисом. Но большой теннис более травматичен, чем бадминтон. 

Плавание полезно потому, что разгружает позвоночник, улучшается кровоснабжение многих органов, в том числе глаз. Одна из теорий близо­рукости - это как раз нарушение кровоснабжения глазного яблока. 

 

Однако для плавания есть противопоказания. Поскольку вода в бассейне обычно прохладная, то при наличии проблем в лор-области или мочеполовой сфере лучше отказаться от этого вида спорта, чтобы процесс не стал хроническим. 

Наш совет

Детей в начальной школе специалисты не рекомендуют сразу нагружать множеством кружков и секций. Достаточно двух дополнительных занятий, причём желательно, чтобы одно было связано со спортом или физическими упражнениями. В идеале перед выбором надо посоветоваться с врачом. Педиатр может подсказать, какие именно занятия подойдут ребёнку, исходя из его конституции, возможных рисков заболеваний или даже для коррекции уже имеющихся нарушений здоровья. В любом случае не надо сразу ставить себе цель - вырастить из своего ребёнка олимпийского чемпиона. В серьёзных спортивных секциях очень высокие физические нагрузки, а занятия через силу и боль маленьким детям могут быть даже вредны. 

Татьяна Дымова, педагог-психолог Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы:

- Сейчас появилось множество интересных секций для детей, особенно в крупных городах. Посещение кружков расширяет кругозор, у ребёнка появляется дополнительная группа общения помимо школы, дети учатся планировать своё время, чтобы успеть и в школу, и на кружок. Но всё это при условии, что ребёнку самому интересно заниматься. В противном случае, если дети ходят на занятия через силу, развиваются разнообразные навыки отлынивания: играть в планшет во время выполнения домашних заданий, прогуливать секцию и т. д. Это тоже полезные навыки, но немногие родители готовы их специальным образом развивать. 

 

Стоит обсудить вместе с ребёнком все варианты секций, доступных ему (по возрасту, бюджету, удалённости от дома). Если ребёнок смущается в первый раз что-то попробовать, можно поддержать его: сходить вместе, отдельно встретиться с тренером и т. д. А если дети хотят посещать сразу несколько дополнительных занятий, стоит постепенно увеличивать нагрузку. Некоторые ребята хотят разносторонне развиваться и всё свободное время занять кружками. В этом случае важно помогать детям отслеживать усталость и предлагать время для отдыха. 

Наш совет

Что касается творческих занятий - рисование, музыка, пение и другие, - то при выборе лучше всего ориентироваться на интересы ребёнка. Предлагать как можно больше разнообразных занятий (не понравились танцы - пойти на вокал, не пошли шахматы - заняться рисованием). Тогда выше шансы понять, в чём ребёнок талантлив и успешен больше всего. 

Умело подобрав дополнительные занятия, можно помочь ребёнку лучше учиться в школе. 

Если ребёнок очень стеснительный, зажатый - пойти в театральный кружок, чтобы его немного раскрепостить и развить выразительную речь, умение преподнести себя, держаться и выступать на публике.

Есть сложности с решением логических задач - попробуйте научить ребёнка играть в шахматы. 

Если у первоклашки не ладится письмо - нужны кружки, где надо работать руками: конструирование-моделирование, рисование (помогают даже обычные раскраски), дизайн, декоративно-прикладное искусство, кружевоплетение (есть и такое!), вязание, вышивание.

Источник aif.ru

Картина дня

наверх