Будьте здоровы!

В горы с детьми

В июле 2007 года я отправился в горы с детьми, от 8 до 13 лет. Поход за здоровьем и красотой! Но сразу нужно предупредить, что в этой теме почти нет красивых пейзажей. Хотя мы побывали в сказочной стране – Ергаки. Откровенно говоря, мне тогда было и не до съёмок. Эти дети носятся по горам, как бешеные, и моей главной задачей было уследить за всеми. В те редкие минуты, когда дети уставали и могли полминуты посидеть спокойно, я выхватывал фотоаппарат и спешил сделать какой-нибудь кадр… Может быть, кто-то тоже захочет устроить праздник детям, оторвать их от компьютера. Поэтому постараюсь рассказать подробнее…

Мы начали своё путешествия с Тармазака. Пошли на озеро Радужное, вдоль речки Буйба. Первый день в походе всегда трудный, потому что рюкзаки тяжёлые. Но ребятишки смеялись и шутили каждую минуту… Пятиминутный привал.

Поднимаясь вдоль речки, мы всё лучше видели каменную громаду Спящего Саяна. К нему-то мы и шли.

Вода в озёрах и ручьях Ергаков поразительно чистая и вкусная. Гораздо лучше, чем из-под крана!

Палатки туристов на берегу Радужного.

От трассы до озера ведёт тропинка, около 7 км. Точнее, это раньше была тропинка. Но сотни тысяч туристов разбили тропу до безобразного состояния. В некоторых местах это просто омерзительное болото. Некоторые неопытные туристы, которые небрежно шнуруют обувь, оказываются быстро наказанными: вытащив ногу из грязи, они с удивлением обнаруживают, что нога босая, а ботинок затаился где-то в глубине… Даже при сухой погоде тропа местами плохая. Мы редко ходим этим путём. Но вот мы и добрались до озера Радужное. Берег оккупировали сотни туристов. С трудом нашли мы место для наших палаток.

Перевал Художников. Снято с Перекрёстка. В тот же день мы сбегали на этот перевал в радиальную прогулку.

Почуяв свободу, дети скачут по горам с поразительной скоростью. Вероятно, им необходимо куда-то выплеснуть неукротимую энергию. И тут уж не зевай! Нужно догнать сразу всех... А ещё я понял, что отлавливания детей желательно иметь три руки...

Озеро Горных Духов. Красивое, таинственное. К сожалению, в том походе нам не удалось пожить здесь долго. Промчались мимо, лишь слегка притормаживая на поворотах. Ведь мы пошли всего на две недели. Что за это время успеешь...

Несколько дней мы прожили на берегу Радужного, совершая радиальные прогулки налегке. Но потом шум от сотен весёлых туристов нам надоел, мы перешли в более уединённое место.

Кирилл учится лазить по крутым скалам со страховкой. К страховке нужно привыкнуть, потому что в большинстве случаев она только мешает. Но мы знаем: страховка тысячу раз мешает, а на тысячу первый спасает жизнь.

Ночная Парабола. Снимок составлен из двух кадров. А вы знаете, что многие туристы ходят в горы главным образом для того, чтобы полюбоваться звёздным небом. Ведь в горах воздух чистый и прозрачный. Впрочем, разве можно объяснить горожанам, что такое чистый воздух и звёздное небо...

Ещё один висячий камень! Такую фантастическую глыбу дети обнаружили на перевала Голова, куда мы бегали в радиалку.

Мы прогулялись к самой голове Спящего Саяна. По дороге остановились у ручья, водички попить. Кстати, во время движения пить не рекомендуется - разве что один-два глотка. Но день был жарким.

Здесь асфальтированных дорог нет! Вот типичный пейзаж. Смотри под ноги!

С перевала Голова мы увидели массив Каменный Замок. Но туда мы не пошли. Рановато ещё с такими малышами.

Мы под Висячим Камнем. Дойти до этого камня легко, а вот на вершину подняться трудно.

Мы сбегали к этому озеру, чтобы искупаться. Обычно здесь самая тёплая вода. Отсюда можно различить далёкий Висячий Камень на склоне слева. Впрочем, дети не стали ничего различать, а с радостными воплями бросились в воду. Всех горных духов распугали!

Удивительный Висячий Камень. Визитная карточка Западного Саяна.

Так цветёт аквилегия. Здесь этот цветок дикий и свободный. На Западе аквилегию выращивают на садовых участках.

Пятиминутный привал около ручья. Вода изумительно вкусная!

Во время длительных пробежек нужно давать отдых ногам. Хорошо помыть ступни в прохладной горной воде, а потом подсушить на солнышке. Вот где здоровье-то! А уж удовольствия сколько...

На горной тропе. При виде препятствия такие дети не станут хныкать. Они скажут "пустите меня первым!". Полагаю, что именно так и должны поступать психически здоровые дети.

Цветы жизни среди цветов Ергаков... Сплошной позитив! Один час такой горной терапии может нейтрализовать вред, полученный за час у зомбоящика с рекламой и дебильными ток-шоу.

На курумнике нужно быть очень внимательным с детьми. Они разбегаются, как тараканы. Надо каждого в отдельности догнать, поймать и наставить на путь истинный.

Мы под перевалом Ноги. Бегали сюда в радиалку.

А вода здесь - живая...

Редкий цветок - аквилегия-альбинос. Кстати, не рвите цветы! Оставьте красоту нашим потомкам! А то мы порой встречали совсем диких туристов - с водкой, пилой и топором. Или даже с динамитом, чтобы рыбу глушить. Такие покорители природы не задумываются о детях... Но, чем дальше в горы, тем реже там увидишь такого "покорителя". Горы - как фильтр, отсеивают всех морально ущербных личностей.

Пик Орешек. Мы совершили на него восхождение!

Дети отправились купаться в озере Радужное. Это озеро быстро прогревается в жаркую погоду, оно мелкое. Но большинство других озёр в Ергаках - глубокие. Не надо ожидать, что и они тоже прогреются.

Такие фотографии не имеют художественной ценности, уж извините. Хотел просто показать, какое озеро мелкое.

Этот снимок я сделал рано утром, пока дети спали. Пожалуй, только один час в сутки у меня и был на фотосъёмку...

Дети в радиалке. На заднем плане видно озеро Каровое.

Тропинка петляет среди зарослей карликовой берёзы.

Восхождение. Оцените крутизну склона. Но дети бегают по горам легко.

Наша группа на вершине перевала Художников. Извините, я тут без галстука - очень жарко было.

Бурундуки на стоянках очень наглые, лезут прямо в миску. Если вы хотите сфотографировать бурундука - достаточно вытащить из рюкзака сухарь. Осторожно, как бы толпа восторженных бурундуков не сшибла с ног!...

Дети купались во всех озёрах подряд. Ни одного не пропустили...

Кирилл делает турик. Это знак, показывающий, что здесь тропа.

Мы не берём с собой топор. Дрова ломаем руками и ногами. Это и силу развивает. Кирилл старается ломать дрова в присуствии девушек, чтобы произвести впечатление. Я тоже думаю, что лучше производить впечатление на девушек силой и ловкостью, чем длинными причёсками и бессмысленными воплями...

Дети принялись охотиться на бурундуков с помощью лука и стрел. Я строго поинтересовался, не хотят ли они обидеть симпатичных зверьков?! На это дети ответили мне, что они хотят погладить чудесных бурундуков, но те почему-то не даются в руки. Тогда они решили оглушить животное стрелой по башке и погладить насильно, чтобы узнал звёрек человеческую ласку...

По вечерам детям очень нравится сидеть у костра, наблюдая за игрой языков пламени. Я фотографировал огонь, а потом мы вместе рассматривали снимки на мониторе и пытались увидеть какие-нибудь знакомые образы. Это увлекательное занятие развивает воображение. Да и просто забавно, когда в рискунке один видит обиженного кабана, а другой - Колумба, открывающего Америку. Рекомендую - очень весело!

Наша группа на вершине пика Орешек. Если у вас нет навыков скалолазания, не пытайтесь повторить! Снимок составлен из двух кадров. На нижнем - довольно сложный способ подъёма на макушку. Мне ведь тоже необходимо выпендриться, показать удаль молодецкую. Дети подлнимались другим путём. Впрочем, и тот путь часто ставит взрослых людей в тупик...

Поздний вечер. Группа веселится у костра. Такая романтика!

Дети быстро устают, но и быстро отдыхают. Когда ребёнок устал и захотел спать, ему не нужна пуховая перина. Был бы камень плоским и тёплым... Возможно, некоторые родители ужаснутся, увидев этот снимок, но я полагаю, что так и надо. Спать полезнее на твёрдом, для осанки. А то ведь сейчас почти все дети страдают сколиозом.

Как часто приходится слышать: "Мне наплевали в душу, моя душа изранена, тесно душе" и тому подобное. Да, поранить душу легко. А вот как её подлечить, как её порадовать? Очень просто: пустите её погулять среди этих цветов, пусть погреется на солнышке. После этого легче переносить тяготы городской суеты.

Мы отправились в далёкую радиалку до водопада Тушканчик, где устроили веселое купание.

Вот это гидромассаж!

Водопад Тушканчик. Популярен потому, что легкодоступен. Другие водопады гораздо более красивы, но на этот раз мы до них не пошли. Отправляясь в поход с детьми, нужно рассчитывать на детские силы...

Вот в какой сказочной стране мы побывали! устроить праздник детям так легко.

Перед каждый родителем стоит проблема, что выбрать для ребёнка: компьютер с телевизором, сколиоз с неврастений, миопию с гастритом, дебилизм с наркоманией  или всё же ровынй позвоночник, крепкие мышцы и радостный смех. Выбор трудный. И в некоторых случаях горе-родители воспитывают детей по принципу "лишь бы не мешал". И если после просмотра этой темы хоть в одном таком родителе проснётся совесть, я буду только рад.

В этом походе мы не ходили через перевалы с рюкзаками. Налегке много где пробежались.

Помните, что природа лечит. Чем мы ближе к природе, тем лучше. Две недели горной терапии гораздо лучше трёх врачей с клизмами. И тарелка свежих ягод эффективнее вагона таблеток.

Ещё добавлю, что это я своих детей беру в горы с 7 лет, а посторонних только с 10 (это если с родителем) или с 14 лет - если самостоятельно. Всё-таки горы - это серьёзно.